ВОСЕМНАДЦАТЬ УПРАЖНЕНИЙ БОДХИДХАРМЫ



I

Звёзды весны дышат неощутимо,
делая то, что необходимо,
природа в расслабленном напряженье
своё спасительное снаряженье
осматривает, готовит к ещё одному переходу
на север, хотя контингент её год от году
редеет, безмолвно терпит потери,
пока мы приближаемся к новой эре,
пока его постепенное исчезанье
не приведёт нас к приостановке дыханья.


II

Деревья протягивают из рукавов пальцы
ветру вослед, как хозяину постояльцы,
приподнимаются на носках, сдерживают дыханье,
стесняя пробудившееся внутри них порханье,
пытаясь фиксировать взгляд на точку
в земле, но зацветают, упования на рассрочку
тепла до крайних пределов Вселенной
обнаруживая, наблюдающего за сценой,
к счастью тоже имеющего ноги, руки,
тем убедив надеть светлые брюки.


III

За два дня наступило лето,
следуя направлению бересклета,
всей, уходящей в очередной отрыв флоре,
я охватываю её тысячеликое море,
поднимаю вверх руки, встаю на цыпки,
вызываю у граждан издёвки, редко — улыбки,
создаю, удаляя себя, для её убранства
наибольшее из возможных пространство,
вытягиваясь, отталкиваю небо — вверх, землю — книзу,
так выдают себе визу, снимают ризу.


IV

Когда столь непостоянного нрава
особа непринуждённо обходит вас справа,
вы пытаетесь чуть обернуться,
к ней, улыбнуться, и в вашей руце
рождается жест приветствия в форме некого систра,
но, к сожалению, недостаточно быстро —
она уже далеко; вы в позе паровозного крана
застываете, куда-то в сторону Эридана,
получается, излучая волну тугую
нежности, и за той — другую.


V

Инерция, как причина следующего шага
за почитательницей аншлага,
уже рассыпающей свои букеты
разноцветные во все кюветы,
и рука, теперь как бы прикрывающая с фронта
лицо, утверждают вас подобьем Беллерофонта
в сознанье, что самый опасный противник
вреден, как вреден крапивник,
при встрече напоминающий вам о лете
вновь после выдоха 1/3.


VI

После того, как первые грозы
прошли, свои оставив занозы
в вашем сердце, и взор не видит
даже того, кто мимо идет
открытой границы, как планер Руста
махая крылом, сознанье пусто —
все зерновые зреют в поле,
не причиняется вред муравьям и моли,
и рифм загар не оставил ни кожи, ни розы,
приближается время прозы.


VII

Лето. Бедность. Дефицит прохлады.
Распространителю Дхаммапады
нечего брить, сия панацея,
обретя очертания кадуцея,
создаёт вокруг эксклюзивный ветер
в остающиеся 2/3,
вписывая в резюме контекст положенья
(какова среда — таково решенье),
главное — лучше толочь воду в ступе,
а бедность... бедность никто не купит.


VIII

Утвердив обыденность состоянья,
на мир изливается солнцестоянье,
природа, в ответ дав максимальную тягу,
исчезает из виду, к победному стягу
летя, и не то чтобы не делает вам аванса,
но, просто, не оставляет ни малейшего шанса
её обойти. Но чем дальше вы от земной сушумны,
тем улицы сердца бесшумней,
лучше обзор, детали рельефа
соразмернее, меньше блефа.


IX

«Дракон рассматривает свои лапы»,
последовательно проходит этапы,
но уже не формирует сильных желаний,
в качестве слушателей и пары ланей
не имея, к тому же, чем тише от спицы
Земли отставать в небольшой колеснице,
тем дальше (дольше) будешь
наследовать то, что собой разбудишь
во вне и в природе, пока всем бьеннале
не пошлёшь, улыбнувшись, последнее vale.


X

Свобода — свойство неконкурентоспособной
мысли — местом (в частности, костью лобной)
не связана, и, порой, наблюдая обычай
«тигра, разыскивающего добычу»,
сознательно, грациозно и быстро
она припадает к Земле, к её регистрам,
обозначив акценты в партитуре
(так кит, оказавшись в магнитной буре,
обозначает берег), и возвращается из электромагнита
Вселенной, услышав эхо своего cogito...


XI

Последовательно ограничивая амплитуду
движенья, исключительно Будду
имея в виду, все аватары
воспринимая в качестве тары,
мысль усиливает сопричастность,
возникающая за этим ясность
всегда утекает сквозь пригоршни строчек,
что выражается множеством точек,
или в некоторых иных видах,
подтверждающих полный выдох.


XII

Если предыдущее упражненье
напрягло не только зрение и терпенье,
то — достигнута единая мера,
и больше не осталось возможности для примера,
как, впрочем, и времени в смысле поля
для метаморфоз, которым воля
тоже (как инструмент выбора) необходима,
но чудо в том, что даже и здесь мимо
можно пройти. Иными словами,
свобода — это мы сами.


XIII-XVIII

.........................................................
.........................................................
.........................................................



17.07.97.




Иванов-Снежко Д.П., 2003